В каждом ребенке – Моцарт! Музыка в развитии младенца


17.07.2023

В каждом ребенке – Моцарт! Музыка в развитии младенца

Различные по характеру музыкальные произведения – прежде всего песни матери – и успокаивали младенца, и побуждали его к познанию окружающего мира, и помогали при лечении различных заболеваний.

Выдающийся русский психоневролог В.М. Бехтерев в начале ХХ века организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки на детей и показал, что колыбельные песни не только успокаивают младенцев, но и улучшают их нервно-психическое развитие.

Нейрофизиологами было установлено, что на 16 – 20 неделе внутриутробного развития созревание слухового анализатора ребенка позволяет различать звуковые раздражители из внешней среды – прежде всего это голос матери, биение её сердца. Внутриутробный ребенок по-разному реагирует не только на материнские интонации, но и на различную по характеру музыку.

«Прослушивание» почти доношенным по сроку ребенком, находящимся в утробе матери, произведений В.А. Моцарта не только делает более спокойными и плавными движения ребенка перед рождением, но и способствует более гармоничному «ответу» сердечно-сосудистой системы на различные нагрузки у малыша в возрасте одного месяца.

Развивающие занятия с ребенком первых месяцев жизни должны быть «мультисенсорными» - т.е. включать музыку (пение), движения, телесный контакт – игру с родителями. Вспомните наши народные потешки-прибаутки – «Сорока – ворона», «По кочкам – по ямам».

1 (3).jpg

С помощью записей электрической активности мозга у внутриутробного ребенка и ребенка в первые дни после рождения было обнаружено, что дородовое «прослушивание» инструментальной музыки или пения матери способствует более быстрому созреванию нейрональной активности мозга, причем младенец способен «вспомнить» услышанную до рождения музыку, что проявляется в нормализации ритма дыхания и сердцебиения.

Признано, что раннее воздействие музыки – т.е. воздействие в сенситивном периоде первых недель жизни – является фактором, увеличивающим пластичность (приспособляемость) нервной системы. Как прослушивание музыки, так и впоследствии самостоятельное пение или игра на музыкальном инструменте (вначале – дудочка, барабан, ксилофон – а далее все, что выберут родители и ребенок) активирует кору и подкорку головного мозга, стимулирует развитие нейрональных сетей и способностей к обучению любой деятельности.

В то же время, детей раннего возраста необходимо оберегать от неадекватных звуковых раздражителей, вредных для незрелой нервной системы. Так, при прослушивании музыки в записи не рекомендуется надевать на младенца наушники из-за риска акустической травмы и электромагнитных нагрузок; уровень громкости не должен превышать 45 децибел.

Слушайте музыку вместе с ребенком, чаще пойте всей семьей – это окажет общесемейный оздоровительный эффект!

3.jpg

Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра N2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото из свободных источников