Воронежская детская клиническая больница ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
Электронная книга или традиционный учебник?
Разговоры о том, чтобы заменить традиционные учебники электронной книгой, куда можно закачать информацию сразу по всем предметам, ведутся давно. Основной аргумент в пользу электронного носителя состоит в том, что с ним ребёнку не нужно будет ежедневно таскать тяжёлый портфель с учебниками.
Снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат – это, разумеется, большой плюс, особенно для учеников младшей школы, чьи портфели обычно самые тяжёлые.
Но как отразится использование электронной книги на зрительном аппарате школьника?
Электронные книги можно разделить на два типа: книги с жидкокристаллическим экраном и книги с экраном на основе электронных чернил, так называемым экраном E-Ink. Как первые, так и вторые имеют свои особенности.
К достоинствам жидкокристаллических экранов следует отнести четкое, яркое, цветное изображение. Вместе с тем такие экраны всегда светятся изнутри, а также мерцают. При длительном чтении это вызывает зрительное утомление.
Экраны на основе технологии «электронные чернила» называют бумагоподобными, поскольку они имитируют обычный текст на бумажном листе. В основе этой технологии лежат микрокапсулы, в которых свободно плавают черные и белые частицы (микрогранулы). В зависимости от подаваемого заряда одни частицы всплывают вверх, а другие, наоборот, уходят на дно, обеспечивая изменение цвета капсулы и формируя на экране такого учебника изображение. Экран из электронной бумаги самостоятельно не излучает свет, а только отражает падающие на него лучи, подобно обычному бумажному листу.
Вместе с тем, и этим дисплеям присущи недостатки. За счет того, что белый цвет в таких экранах несколько сероватый, а черный — недостаточно темный, контрастность формируемого изображения оказывается более низкой, чем контрастность жидкокристаллических экранов.
Специалистами кафедры офтальмологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета несколько лет назад было проведено исследование, направленное на то, чтобы оценить характер зрительных расстройств у студентов, систематически работающих с электронными книгами с различными типами экрана.
Было выявлено, что систематическая работа с электронным учебником у 66,7% студентов, принявших участие в исследовании, стимулирует развитие жалоб зрительного профиля, при этом у каждого из них диагностирован синдром сухого глаза, в том числе у 65% - на фоне компьютерного зрительного синдрома (КЗС) независимо от типа используемого электронного учебника.
Компьютерный зрительный синдром у пользователей электронных книг выражается в снижении остроты зрения, уменьшении объёма и резервов абсолютной аккомодации, а также снижении запасов относительной аккомодации.
По итогам был сделан вывод, что попытка заменить традиционные книги электронными с точки зрения зрительного анализатора – не лучший выход из положения, особенно в том случае, когда дело касается детей.
Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра № 2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото из свободных источников