Воронежская детская клиническая больница ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
Интернет-зависимость у детей и подростков
Интернет может стать источником зависимого поведения у детей. Главный внештатный детский специалист психиатр страны рассказывает о том, что как этого избежать.
Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира. Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками. Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста. О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин – доктор медицинских наук, профессор, начальник научно-медицинского центра детской психиатрии федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Официально
В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет.
В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика. Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы. Тем более, в России вопрос вреда, наносимого ребенку той или иной информацией, поднят на государственном уровне. С 1 сентября 2012 года начал действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Какая бывает зависимость?
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:
Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
Игровая зависимость – разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
Как формируется?
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же.
«Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, – говорит Макушкин, – однако это не химическая, а чисто психическая зависимость».
Факторы риска
Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков. Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.
Признаки зависимости
«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», – говорит психиатр. Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться: увеличение интервала времени, проводимого за компьютером, снижение успеваемости в школе, потеря интереса к происходящему вокруг, нарушения сна, часты резкие перепады настроения, неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала».
Профилактика
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот.
«Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», – говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети».
Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки.
«У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», – отмечает специалист.
Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.
Самое важное
Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.