ТОП 7 самых частых вопросов к логопеду
Логопед – это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей и взрослых. Проблема развития речи в последние годы очень актуальна, так как количество детей, которые не говорят или начинают поздно говорить увеличивается, почти каждый третий ребенок имеет те или иные нарушения речи. Поэтому очень важно вовремя выявить данное расстройство, правильно определить причину и устранить его.
На что нужно обратить внимание родителям в развитии речи ребенка?
Существуют нормативные показатели развития речи детей (смотрите «Основные ориентиры: как развивается речь ребенка в норме?»). Если у ребенка отсутствует или отмечается задержка в появлении гуления, лепета, слов, фраз, ребенок не понимает обращенную речь – это повод обратиться к логопеду и пройти обследование речевого развития ребенка. Зачастую нарушения речевого развития проявляются в неправильном произношении звуков, невнятности, нечеткости, проглатывании и пропусках отдельных звуков, слогов в словах. Так же могут отмечаться запинки в речи, нарушения темпа и ритма речи. Если вы заметили у ребенка отставание от нормативных показателей, необходимо обратиться к логопеду.
В каком возрасте можно обратиться к логопеду?
Развитие речи начинается с рождения. Поэтому тянуть с визитом к логопеду и ждать, что речь появиться сама (в случае ее отсутствия) не нужно. Мнение о том, что к логопеду нужно приходить после 4 лет – ошибочно. Часто родители привыкают к неправильной речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Если Вы замечаете, что ребенок не гулит, не лепечет, у него нет слов, первых фраз или развитие речи происходит с задержкой необходимо обратиться к неврологу и логопеду. И ни в коем случае не ждать, что все само собой пройдет! Чем раньше у ребенка будет выявлено нарушение речи, тем больше шансов его преодолеть. Таким образом, обратиться за консультацией к логопеду можно на первом году жизни.
Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Да, в развитии мальчиков и девочек есть разница. Во-первых, нарушения речи у мальчиков встречаются намного чаще, чем у девочек. Во-вторых, речевое развитие у девочек опережает развитие речи у мальчиков. С возрастом развитие речи у мальчиков и у девочек выравнивается. Но только специалист в каждом конкретном случае сможет разобраться – отставание речи у мальчика укладывается в естественные границы или это уже патология.
Сколько нужно занятий, чтобы поставить звук?
Родителей очень часто волнует данный вопрос, но прежде чем ответить на него нужно кое-что уточнить. Для того, чтобы поставить звук требуется 1-2 занятия. Но прежде, чем поставить правильный звук вместо нарушенного, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Именно этот период, занимает длительный промежуток времени. И только после подготовительного тапа, возможно чистое правильное произнесение нового звука. После того, как звук поставлен, необходимо его автоматизировать, т.е. закрепить произношение поставленного звука в слогах, словах, предложениях, самостоятельной речи. И на это также требуется время.
В зависимости от того, какое нарушение звукопроизношения было у ребенка, сколько звуков нарушено, индивидуальных особенностей ребенка, процесс исправления звукопроизношения может занимать от нескольких недель до нескольких лет (если нарушено несколько групп звуков, например, свистящие, шипящие звуки, звуки Р, Рь, Л, ЛЬ). Поэтому очень важно вовремя обратиться к логопеду, а не откладывать визит к логопеду до 6-7 лет.
Влияет ли укороченная уздечка языка на развитие речи?
Укороченная уздечка языка не влияет на собственно развитие речи: появление слов, первых фраз, развитие самостоятельной речи. Но укороченная уздечка языка будет влиять на звукопроизношение. При укороченной уздечки языка, нарушается произношение некоторых звуков раннего онтогенеза (Т, Д, Н), шипящих звуков, звуков Р, Рь, Л, Ль, может наблюдаться смягчение звуков, упрощение их артикуляции, звуки становятся нечеткими, смазанными.
Необходимо ли родителям заниматься дома с ребенком, несмотря на то, что ребенок занимается с логопедом?
Родители должны заниматься дома с ребенком и закреплять те задания и тот материал, который ребенок прошел на занятии с логопедом. Без этого динамика в преодолении речевого нарушения будет минимальна. Закреплять и прорабатывать дома с ребенком необходимо все задания без исключения каждый день.
Особенно это касается артикуляционной гимнастики и заданий на закрепление правильного звукопроизношения.
Если у ребенка есть нарушения речи, можно ли его обучать иностранному языку?
В зависимости от того какое нарушение речи у ребенка, можно говорить об обучении иностранному языку. Например, если ребенок не выговаривает звук Р и у него нет других нарушений речи. Позволительно начинать изучение иностранного языка, но при этом занимаясь с логопедом над исправлением произношения звука Р. Если у ребенка нарушено большое количество звуков и/или есть другие нарушения речи (ограниченный словарный запас, трудности в грамматическом оформлении своих высказываний и т.д.), то изучение иностранного языка не рекомендуется начинать, пока нарушения речи не будут преодолены. Иначе сработает эффект «снежного кома»: когда на несформированную родную языковую систему, будет накладываться вторая иностранная языковая система. И обе они будут формироваться неправильно с ошибками, что будет проявляться в речи (как устной, так и письменной). Поэтому сначала мы работаем над исправлением речи, а затем приступаем к изучению иностранного языка.
Квалифицированную консультацию специалиста вы можете получить в ВДКБ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по адресу город Воронеж, переулок Здоровья, 16.
Получить более подробную информацию вы можете по номеру телефона регистратуры +7(473)265 30 01.
Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра № 2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото из свободных источников