ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
тел.: +7 (473) 265-30-01 (регистратура)
г. Воронеж,пер. Здоровья, д. 16

Сохранение здоровья детей – главная задача семьи, государства и общества в целом


28.09.2023

Сохранение здоровья детей – главная задача семьи, государства и общества в целом

Проректор по развитию регионального здравоохранения и клинической работе, заведующий кафедрой медицинской профилактики ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, д.м.н., профессор Петрова Т.Н рассказала об актуальных направлениях приоритетного национального проекта «Демография», касающегося практически всех граждан России.

Татьяна Николаевна, расскажите насколько сейчас актуальны вопросы сохранения и укрепления здоровья детей в России.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети в будущем определяют благополучие страны. Важным направлением охраны здоровья будущих поколений является обеспечение и защита ребенка, начиная с его рождения. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Здоровье детей складывается из многих факторов: генетической предрасположенности к заболеваниям, здоровья будущих родителей, их состояния в момент зачатия (употребление лекарственных препаратов, алкоголя), течения беременности, родов, вида вскармливания (грудное, искусственное), условий проживания, питания, общего уровня культуры и др.

Многолетний анализ состояния здоровья российских детей свидетельствует о его ухудшении, что послужило основанием для выбора приоритетных направлений государственной политики в области образования; к ним относятся охрана и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни. В структуре первичной заболеваемости детей 0-14 лет произошли существенные изменения. Среди неблагоприятных тенденций отмечено увеличение распространенности заболеваний глаза, травм, рост заболеваемости злокачественными новообразованиями, ожирением, сахарным диабетом.

Когда нужно начинать формировать полезные привычки и вырабатывать бережное отношение к своему здоровью?

Сегодня вопросами сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они включены в приоритетный национальный проект «Демография», инициативу «Общественное здоровье». Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка черпаются из домашнего быта. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действие у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

А какова роль медицинских учреждений укреплении здоровья детей?

Помимо государства, большая роль отводится медицинским учреждениям первичного звена, где идет наблюдение за состоянием и здоровьем детей, а также проводятся профилактические мероприятия, направленные на его укрепление. Для этого разработаны целые программы профилактических осмотров, где включены обследования и консультации узких специалистов в зависимости от возраста (Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 514н). Также в нашей стране действует национальный календарь прививок, который дает возможность защищать детей от вакциноуправляемых инфекций.

Какие факторы надо учесть при формировании нормального физического и нервно-психического развития ребенка?

Семья является основной средой, в которой живет и воспитывается ребенок, это влияет на его эмоциональное благополучие и психическое здоровье. Психическое здоровье рассматривается как набор психических свойств, которые обеспечивают динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций ребенком. Поэтому для ребенка необходимо создать условия, обеспечивающие индивидуальный подход с учетом личных особенностей, психологического комфорта. Причем неважно, где будет находиться ребенок – дома или посещать детский сад, школу. На формирование привычек о здоровом образе жизни влияют все окружающие люди, которые взаимодействуют с ребенком. Задача взрослых – заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, развивая у ребенка выносливость, стойкость и защитные силы организма ребенка.

Особое внимание следует уделять рациональному питанию и режиму дня, которые являются одними из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям. Поэтому очень важно использовать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому ребенку, исходя из его потребностей (детям с аллергическими заболеваниями использовать гипоаллергенную диету и т.п.).

Большое влияние на здоровье подрастающего поколения оказывает физическая нагрузка: утренняя зарядка, физкультминутки между какой-то работой, уроки физической культуры, подвижные игры. Это стимулирует правильное развитие не только костно-мышечно-суставной системы, но и всего организма в целом, что является профилактикой многих хронических неинфекционных заболеваний, которые последнее время прогрессируют в детском возрасте.

В сохранении здоровья детей важную роль играют много факторов, но ведущая роль принадлежит семье, которая закладывает все основные теоретические и практические знания о ведении здорового образа жизни. По мере взросления ребенка эти знания расширяются и будут использоваться на всем протяжении жизни.

Беседовала Ю.В. Татаркова,
начальник центра общественного здоровья и медицинской профилактики