Влияние музыки на ребенка


23.12.2024

В древние времена, когда не было письменности и речи, музыка играла важную роль в общении людей. Во время охоты они использовали разнообразные звуки, чтобы привлечь животных. Под музыкальный ритм провожали и встречали воинов, проводили ритуалы и обряды. Пастухи собирали стада, издавая протяжные зовы.

Музыка также часто служила средством лечения больных.

Слово «музыка» происходит от греческого «искусство муз». Муза — это богиня, способная пробуждать творческое вдохновение у людей искусства и науки. Как правило, это были женщины, окружавшие поэтов, художников, композиторов и других творческих личностей.

Музыка — один из самых прекрасных видов искусства, в котором эмоции, чувства и идеи выражаются с помощью организованных звуков. Уже древние греки различали «какофонию» — хаотичное сочетание звуков — и «эвфонию» — благозвучие.

Древнегреческий философ и математик Пифагор одним из первых задумался о том, почему некоторые сочетания звуков кажутся нам красивыми, а другие — нет. От чего это зависит?

В сказаниях упоминается, как Пифагор, гуляя в окрестностях города, услышал звуки молота из близлежащей кузницы. Кузнецы работали четырьмя молотами, и при ударах об железо они издавали четыре консонанса — то есть красивых, «согласных» между собой звука.

Если перевести ноты, которые издавали молоты при ударах, на язык современной музыки, получились бы ноты «до», «фа», «соль» и верхнее «до». Пифагор был поражён и зашёл в кузницу, чтобы попросить кузнецов продать ему эти молоты.

Вернувшись домой, Пифагор тщательно взвесил все четыре молота. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что вес молотов соотносится как целые числа: 6, 8, 9 и 12!

Он рассчитал, что относительно самого тяжёлого молота вес остальных представляет собой простые дроби: 1/2, 2/3 и 3/4. При этом получались те самые консонансы — красиво звучащие интервалы: октава (1/2), квинта (2/3) и кварта (3/4).

Известно, что Пифагор всю свою жизнь был сторонником теории о том, что всем миром управляют простые целые числа. И вот он нашёл для своей теории наглядное подтверждение — музыка состоит из целых чисел и их отношений.

Как музыка влияет на развитие детей?

Ученые выяснили, что музыка воспринимается нашим мозгом одновременно обоими полушариями. Левое полушарие отвечает за ритм, а правое — за тембр и мелодию. Музыка оказывает влияние на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Она пробуждает эмоции и ощущения, влияет на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Ранее считалось, что прослушивание музыки ребенком в утробе матери не оказывает на него влияния. Однако это мнение было опровергнуто. С древних времен люди понимали, что музыка благотворно влияет на беременную женщину и ее малыша. В Китае, Японии и Индии будущие мамы слушали религиозные песни, народный хор и красивые симфонии.

5.png

Прогресс в области медицины и появление ультразвуковых сканеров позволили ученым узнать больше о влиянии музыки на развитие ребенка.

В 1982 году японские ученые, обследовав с помощью УЗИ несколько сотен беременных женщин, заметили реакцию детей на прослушивание музыки. Под бодрые мелодии малыши активно двигались, а под грустные — затихали.

Американским ученым удалось доказать, что плод обладает слуховой памятью и способен запоминать не только музыку, но и голоса. Будущих мам просили читать своему еще не родившемуся крохе одно и то же стихотворение каждый день. После появления на свет новорожденные узнавали именно это произведение из множества других стихотворений.

Музыка является отличным средством для умственного развития ребенка. Она развивает фантазию, способность к пространственному мышлению и логике. Наиболее эффективными для развития коры головного мозга ученые считают инструментальные композиции и звуки природы — шум воды, ветра, деревьев, пение птиц. Короткие полустишки — полупесенки и колыбельные помогут малышу быстрее заговорить и научиться правильно выговаривать звуки. А классические колыбельные песни оказывают целебное и успокаивающее воздействие.

2.jpeg

Прослушивание и исполнение классической музыки способствует развитию такого полезного навыка, как умение заниматься несколькими различными делами одновременно.

В результате недавних исследований установлено, что освоение музыкального инструмента улучшает эффективность обработки человеческим мозгом разговорной речи. Поэтому детям, испытывающим трудности с речью и обучением чтению, занятия музыкой особенно полезны. Была также обнаружена связь между музыкальным образованием и успехом на уроках математики в школе.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Она побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, ведет к преобразованию всего окружающего и активному мышлению. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Научно доказано, что классическая музыка полезна для детей всех возрастов. Регулярное прослушивание произведений Моцарта, Баха, Шопена и других композиторов значительно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребёнка.

4.jpeg

Например, учёные Калифорнийского университета исследовали воздействие музыки Моцарта на студентов. Испытуемых протестировали на индекс пространственного интеллекта по шкале интеллекта Стэнфорд-Бине. Оказалось, что студенты, которые в течение 10 минут слушали первую часть сонаты Моцарта, показали более высокие результаты по 9 пунктам.

Французский оториноларинголог А. Томатис ввёл понятие «Эффект Моцарта». Он заключается в том, что дети, слушающие произведения Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления по сравнению со сверстниками, которые не слушают его музыку. Доктор объяснил это особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений композитора.

Интересное исследование, подтверждающее положительное влияние музыки на людей, было опубликовано в одном из номеров журнала «Journal of Neuroscience». Учёные из лаборатории слуха и неврологии университета в штате Иллинойс провели эксперимент, по результатам которого стало ясно, что люди, которые в детстве учились музыке, лучше распознают звуки в течение всей жизни. А музыкальное образование может снизить риск развития некоторых возрастных нарушений, даже если человек занимался музыкой всего 4–5 лет в детстве.

В другом исследовании, опубликованном во французском журнале «Neuroscience and behavioural psychology», учёные отметили, что прослушивание классической музыки значительно повышает способность к восприятию чисел, букв и визуальных образов. Это означает, что школьник сможет лучше сконцентрироваться на уроках и сделать меньше ошибок, если в перерывах между занятиями будет слушать классическую музыку.

Также многочисленные научные исследования показали, что музыка действительно способствует более активному развитию детей. На основе этих исследований учёные рекомендуют:

Как проводить сеансы детской музыкотерапии

Сеансы детской музыкотерапии рекомендуется проводить 2–3 раза в день, продолжительностью 20–30 минут каждый. Однако если ребёнок расположен к прослушиванию музыки, можно увеличить время сеанса.

Лучше всего слушать расслабляющие композиции после кормления, а более динамичные и весёлые — до. Не стоит включать музыку громко — достаточно уровня громкости, сравнимого со спокойной разговорной речью.

Репертуар может быть очень широким и включать в себя детские песни, классические произведения, джазовые композиции, народные песни и многое другое. Однако ребёнка обязательно нужно приобщать к классической музыке, так как она является лучшим средством для музыкотерапии.

Как музыка влияет на развитие ребёнка

Включать детям музыку можно с самого рождения. Во время прослушивания мозг активизируется: он обрабатывает звук, улавливает ритм и даёт эмоциональную и ассоциативную реакцию.

На первом году жизни, когда происходит активное развитие всех органов чувств, младенцы должны наслаждаться лёгкими музыкальными ритмами. В этом возрасте музыка может помочь в выстраивании распорядка дня: можно включать разные мелодии во время пробуждения, купания, кормления и отхода ко сну.

3.jpeg

В возрасте от 1 года до 3 лет малыши обожают танцевать. Повторяющиеся строчки детских песен становятся ключом к развитию памяти и речи. В этом возрасте полезными занятиями становятся знакомства с различными ритмами и повторение их всевозможными способами.

Дошкольники с удовольствием танцуют и поют. Они любят песни с повторяющимися строками и напевами. Малыши прекрасно подстраиваются к импровизированным оркестрам, в которых можно использовать всевозможные трещотки, ложки, колокольчики и другие несложные инструменты, чтобы подыгрывать основной мелодии.

Младшие школьники с удовольствием слушают образовательные песенки, в которых раскрывается значение новых слов и явлений. Они начинают более осознанно выбирать музыку под обстановку и настроение, продолжают формироваться музыкальные предпочтения. Занятия музыкой и вокалом дают детям возможность самовыражения и способствуют укреплению самооценки ребёнка.

К концу начальной школы музыка играет социальную роль: подростки формируют группы на основании жанровых предпочтений, проводят время в компании друзей за прослушиванием любимой музыки, пробуют себя в качестве музыкантов и исполнителей. Музыкой также заполнены и социальные сети подростков, и музыкальные кумиры во многом становятся примерами для подражания.

Музыкальные традиции в семье

Музыка в семье способствует сплочению и прекрасному времяпрепровождению с самыми близкими. Для совместных музыкальных занятий достаточно доброжелательного и озорного настроя. Можно в любое время организовать музыкальные минутки дома.

Стоит совместно с ребёнком придумать и разучить коротенькую песенку для ежедневных дел: для приёма пищи, чистки зубов, отхода ко сну, прогулок, игр.

В процессе сборов в сад, дел по дому можно включать энергичную музыку и придумывать различные танцы под неё. Игра в ритмы не требует владения сложными музыкальными инструментами — можно выстукивать мелодии на ложках или другой кухонной утвари или приобрести детский ксилофон.

Семейные музыкальные традиции — это прекрасный способ познакомить ребёнка с музыкой и поделиться любимыми композициями. Совместное пение объединяет семью, помогает структурировать распорядок дня, оказывает благоприятное воздействие на развитие речи и мышление ребёнка, а также задаёт позитивный настрой всей семье.

Музыка в дореволюционной России

В дореволюционной России музыка была неотъемлемым средством воспитания ребёнка. В дворянских семьях детей обучали игре на фортепиано, а домашние и усадебные концерты устраивались в основном хозяевами и их гостями. Программа составлялась из романсов под собственный аккомпанемент и инструментальных пьес.

В крестьянской среде музыка и пение сопровождали все сферы жизни человека. Специальные песни и наигрыши сопровождали ритуалы в жизни человека, семейно-бытовые обряды, процесс труда. На досуге люди много пели и играли на традиционных музыкальных инструментах (различных духовых, струнных, ударных).

Значение музыкальных традиций в семье

Воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от образа жизни семьи, её традиций, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций — это путь к единению семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к музыкальной истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей страны.

7.jpg

Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребёнку почувствовать связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьёй.

Музыкальные традиции могут стать такой же привычкой, как и привычка листать социальные сети. Только это является полезной привычкой, которая может стать важной частью российской музыкальной культуры и фактором сплочения семьи, а также прекрасным временем, проведённым вместе с самыми близкими!

Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра № 2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото из свободных источников