Что должен уметь ребёнок к концу первого месяца жизни?
К моменту рождения у здорового доношенного ребёнка уже сформированы все необходимые структуры органов чувств. В течение первого месяца жизни ребёнок учится использовать свои сенсорные системы, для чего необходимы подходящие условия окружающей среды.
Наиболее незрелым анализатором у новорождённого является зрительный. После рождения продолжается развитие глазного яблока, аккомодация несовершенна, поэтому ребёнок видит окружающие предметы нечётко. Кроме того, ещё не сформированы координированные движения глаз.
Только к двум-трём неделям жизни ребёнок начинает фиксировать взгляд, то есть использовать оба глаза одновременно для сосредоточения на неподвижном предмете, например, на лице матери. Это важный этап социализации малыша.
Матери инстинктивно разговаривают с младенцем, нежно наклоняясь к нему и стараясь поймать его ещё не очень послушный взгляд. Это важное условие успешного развития ребёнка.
Если мама регулярно делает это, а затем передвигается в поле зрения ребёнка, то к концу периода новорождённости ребёнок научится следить глазами за перемещением лица любимой мамы, а затем и любого предмета (игрушки).
Над кроваткой (коляской) новорождённого обычно вешают яркие игрушки, но их не должно быть слишком много, чтобы не вызывать лишней нагрузки и возбуждения. Некоторые специалисты считают, что более полезно демонстрировать новорождённому контрастные чёрно-белые изображения. Такая методика разработана для тренировки зрения у недоношенных детей, но для здоровых доношенных это не обязательно.
Важно помнить о достаточной освещённости в комнате, где живёт ребёнок, но избегать слишком яркого света, который может раздражать. «Пусть он, проснувшись, видит свет и небо — прозрачный воздух — вот его потребность» (Авиценна).
В отличие от зрительного анализатора, слуховой анализатор относится к более зрелым, так как начинает функционировать внутриутробно. Если внутриутробное формирование органа слуха не нарушается, то уже на 26–27-й неделе гестации (по некоторым данным, даже на 18–20-й) ребёнок начинает слышать звуки и различать их высоту.
Ребёнок реагирует на неприятные громкие звуки усилением движений, но может успокаиваться, если мама тихо и ласково разговаривает с ним, напевая колыбельные песни. Исследования физиологов показали, что вскоре после рождения ребёнок может узнать мелодию, которую мать напевала ему до рождения.
Если родители (в первую очередь мама) разговаривают с новорождённым, то он может уже в первые недели жизни повернуть голову на её голос. Он реагирует не только на звуки, но и на интонации. К концу первого месяца жизни ребёнок может обидеться и расплакаться, если в интонациях матери он почувствует недовольство, например, критику за плохой аппетит или нежелание спать.
Чтобы развитие слуховой функции у младенца было адекватным, важно оберегать его от травмирующих громких звуков и обеспечить мягкое звуковое сопровождение (пение, прослушивание классической и народной музыки).
К концу первого месяца жизни, помимо первых сенсорных умений, у здорового ребёнка развиваются и моторные навыки. На фоне снижения мышечного тонуса расслабляются кулачки, более активными становятся движения пальцев, особенно если родители занимаются с малышом играми, такими как «сорока-ворона» и «пальчик-пальчик». Ребёнок получает возможность активно ощупывать предметы, например, «ёжики», губки, махровую ткань и пластмассовые кольца.
Развивается и общая моторика. Ребёнок всё более уверенно удерживает голову при небольшой фиксации на руках у матери и активно поднимает её, лёжа на животе. К концу первого месяца он активно двигается в ванне во время купания и на пеленальном столе. Будьте бдительны!
Таким образом, за один месяц ваш малыш превращается из беспомощного существа в активного человека, который награждает вас за заботу своей первой осознанной улыбкой!
Квалифицированную консультацию специалиста вы можете получить в ВДКБ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по адресу город Воронеж, переулок Здоровья, 16.
Получить более подробную информацию вы можете по номеру телефона регистратуры +7(473)265 30 01.
Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра № 2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото сгенерировано при помощи ИИ

