ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
тел.: +7 (473) 265-30-01 (регистратура)
г. Воронеж,пер. Здоровья, д. 16

Как не упустить нарушение развития речи ребенка


16.10.2023

Как не упустить нарушение развития речи ребенка

Речь – это одна из важных функций, которая помогает маленькому ребенку говорить о своих потребностях и желаниях, сообщать свои переживания, познавать окружающий мир. Именно поэтому так важно следить и контролировать развитие речи у малыша.

Нарушение формирования речи у ребенка раннего и дошкольного возраста в будущем чревато не только трудностями коммуникации, но и нарушением всех тех мыслительных процессов, которые сопровождаются внутренней речью, со всеми вытекающими негативными последствиями в отношении психической полноценности и учебной успешности.

Как же развивается речь?

В развитии речи выделяют два периода: доречевой и речевой.

Доречевой период длится с рождения до конца первого года жизни.

Речевой период начинается с конца первого года и продолжается достаточно длительный период времени. Именно в этот период происходит формирование устной речи, а затем и письменной речи. 

Рассмотрим этапы речевого развития, которые проходит ребенок:

0-3 месяца – как только ребенок родился первая голосовая реакция – крик. Крик здорового ребенка продолжительный и звонкий. Постепенно к 2-3 месяцам он приобретает различные интонации. У ребенка появляется гуканье, гуление. В 3 месяца - «комплекс оживления». Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним.

3-6 месяцев – ребенок прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса. С 5 мес. дети пытаются подражать интонации взрослых. Гуление расцветает, появляется певучее гуление.

6-10 месяцев. Понимает отдельные знакомые инструкции и подчиняется некоторым (поцелуй маму, где папа и т.п.).

Примерно в 6 мес. появляется лепет: ребенок произносит отдельные слоги па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га и т.п. Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

К 7 месяцам ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в постоянном месте, неоднократно показываемый и называемый ему.

К 8 месяцам – находит несколько предметов, начинает выполнять простые действия – «ладушки», «до свидания», усложняется цепочка лепетных слогов до 4-5 сегментов, далее снижается до 2-5.

К 9 месяцам – понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, использует указательный жест. Ребенок понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого движения, действия («садись», «пей», «дай ручку»). Начиная с 10 месяцев у ребенка появляется предметно-действенное общение со взрослым. Появляются первые лепетные слова, ребенок использует 1-2 «лепетных слова», понятных при соотнесении с ситуацией.

10-12 месяцев. Понимает названия отдельных предметов и игрушек. Находит и приносит знакомую игрушку по просьбе взрослого.

В 11 месяцев появляются лепетные цепи с чередующимися слогами (ва-ля, ди-ка, ба-на и т.п.), при этом какой-то слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Используют 3 «лепетных слова» с соотнесением.

С 12 месяцев (1 год) используют от 5 до 10 простых, облегченных «лепетных слов», и звукоподражаний, обозначая ими определенные предметы. Ребенок много лепечет. Число произносимых слов меньше числа понимаемых. К 12 мес. по просьбе взрослого находит несколько однородных игрушек. Ребенок понимает слово «нельзя».

12-18 месяцев. Узнает отдельные предметы, игрушки, животных на картинках. 18 мес. -  показывает отдельные предметы на картинке. Происходит накопление словаря и к 18 месяцем он составляет около 100 слов. На втором году жизни ребенок овладевает произношением звуков: [а], [о], [э]; [п], [б], [м].

2 года. Понимает двухступенчатую инструкцию. Понимает значения предлогов в привычной ситуации. Понимает короткий рассказ о ранее знакомых событиях. К 2 годам объем словаря возрастает до 200-300 слов. Появляется простая фраза из двух-трех слов («мама дай»). На третьем году жизни у ребенка появляются следующие звуки: [и], [ы], [у]; [ф], [в]; [т], [д], [н]; [к], [г], [х], [й.]

3 года – 7 лет. К 3 годам объем словаря 1000-1100 слов.

В 3 года ребенок правильно произносит слова из 2 слогов (вата, ива и т. д.), из 3 слогов (кабина, машина и т.д.), из 1 слога (мак, дом и т.д.).

В 4-5 лет может произносить слова из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры и т.д.); из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (крыша, капуста, простокваша и т.д.).

После 5 лет ребенок должен уметь повторить за взрослым фразу, насыщенную сложными по слоговой структуре словами (например: Воспитательница воспитывает детей). Происходит развитие и совершенствование фразы и связной речи: фраза удлиняется, в речи появляются сложные предложения, ребенок может пересказать сначала короткий рассказ, затем более длинный, описать предмет или событие. 

В этот период происходит активное накопление словаря: ребенок усваивает названия предметов неизвестных для него, расширяется словарь действий, признаков.

Происходит развитие грамматических категорий (от простых к более сложным, от более частотных к менее частотным): ребенок овладевает способами образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (столик, домик, деревце и т.д.), категориями рода, числа, падежа. Постепенно ребенок осваивает предлоги: сначала простые такие, как: НА, В, ПОД, ЗА, затем более сложные ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (к 7 годам). Появляются более сложные для произношения звуки: 3-5 лет появляются свистящие и шипящие звуки, 5-6 лет- звуки Л, Ль, Р, Рь.

К 6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки речи. С на пятом году жизни начинаются развиваться операции звукового анализа и синтеза, ребенок постепенно знакомится с буквами. Ближе к 7 годам появляется чтение простых слов, коротких предложений.

7-8 лет – на базе правильной устной речи у ребенка формируется письменная речь (чтение и письмо). Формирование письменной речи заканчивается к второму полугодию 2 класса.

Если Вы замечаете, что ваш малыш отстает от указанных выше норм развития речи, то необходимо пройти обследования у невролога или психиатра и у логопеда. На базе нашего центра функционирует академия когнитивного здоровья, которая специализируется на выявлении и лечении речевых расстройств у детей, имеются внедренные в практику научные разработки в данной области педиатрии.

Квалифицированную консультацию специалиста вы можете получить в ВДКБ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по адресу город Воронеж, переулок Здоровья, 16.

Получить более подробную информацию вы можете по номеру телефона регистратуры +7(473)265 30 01.

Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра № 2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото из свободных источников