Как помочь ребенку успешно пройти адаптацию в детском саду
Вот и наступил новый учебный год. Начался он не только для школьников, но и для малышей детских садов. И, естественно, перед родителями встал вопрос: как можно помочь ребенку успешно пройти адаптацию в детском саду?
Одним из основных психолого-педагогических процессов, которые рекомендованы для полноценного воспитания, развития и подготовки к взрослой жизни ребенка, является посещение детского сада. В саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивает самостоятельность и организованность, навыки различных видов деятельности (моторной, когнитивной, речевой, учебной и т.д.).
Поступление в детский сад связано с изменением распорядка и правил поведения, отсутствием в течении длительного времени родителей, появлением новой окружающей обстановки и большого количества людей.
Адаптационный период неизбежен, но его длительность и качество может быть разным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его соматического здоровья, навыков самообслуживания, определенного уровня познавательного развития.
Каким же образом можно помочь нормально развивающемуся ребенку в возрасте 3 лет подготовиться к саду и пройти адаптационный период эффективно?
Готовить ребенка к поступлению в детский сад необходимо заблаговременно, так как к моменту поступления в сад ребенку необходимы навыки самообслуживания: умение самостоятельно принимать разнообразную пищу, проситься на горшок, мыть ручки, предпринимать попытки к самостоятельному одеванию и раздеванию.
Режим питания, сна, распорядок дня, правила поведения в саду должны быть знакомы ребенку, поэтому важно придерживаться определенной системы в воспитании, формировать и соблюдать правила внутри семьи. Очень важен четкий режим дня, когда мероприятия повторяются регулярно в одно и то же время.
Для развития и обогащения познавательной сферы в условиях детского сада ребенку потребуются представления об окружающей среде, знания простых эталонов, навыки игровой и предметной деятельности, речевые способности (понимание речи, инструкций, активная речь посредством слов, простой фразы), а также умение концентрироваться и удерживать внимание.
Взаимодействие с другими детками и взрослыми в саду не станет для ребенка проблемой, если он имел опыт общения с детьми, играл чужими игрушками и отдавал на время свои. Важно, чтоб взрослый помогал ребенку выстраивать эту коммуникацию, направлял и помогал подобрать слова (как здороваться, знакомиться, прощаться, выходить из конфликтных ситуаций), а также развивать понимание своих эмоций. Опыт нахождения ребенка с бабушкой, тетей и другими близкими людьми в отсутствии мамы и папы поможет ему проходить этапы сепарации, становиться самостоятельным, привыкнуть к тому, что мама и папа всегда возвращается.
Также могут быть полезными беседы о детском саде, обсуждение последовательности происходящего в саду, прогулки вокруг него, наблюдение за детками в саду, знакомство с воспитателем группы, просмотр мультиков и чтение книжек на близкие темы.
Будьте чуткими, отнеситесь с вниманием к самостоятельным попыткам ребенка исследовать этот вопрос и используйте подходящие именно вашему ребенку средства.
Источник: по материалам НИИ Педиатрии
и охраны здоровья детей Научно-клинического центра № 2 ФГБНУ
«Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
Фото из свободных источников